И ПРО ЭТО

17 681 подписчик

Свежие комментарии

  • Воробей
    В условиях современного социума жениться - самый надёжный, статистически говоря, способ закончить разводом со всеми в...Мужчина всем хоро...
  • 4u4elo
    Пособий и льгот матерям-одиночкам так много, что читать устанете. Выплаты матерям-одиночкам в 2021 году: какие полож...Мужчина всем хоро...
  • Татьяна Рогозинская
    Купленная в ипотеку квартира на кого оформлена? Если на него, то в случае всяких ситуаций(найдет другую, не дай Бог с...Мужчина всем хоро...

Секрет сострадания

Весь мир обсуждает олимпийскую чемпионку из команды гимнасток США, которая прервала свое выступление на Олимпиаде из-за "ментальных проблем".

Выглядит чемпионка вполне бодро, активно поддерживает свою команду, поэтому серьезную депрессию заподозрить нельзя, но подписчики в ее твиттере выражают ей благодарность за то, что она "ставит свое ментальное здоровье превыше всего". Теперь и они могут в любой момент отказаться от выполнения профессионального долга, ссылаясь на психологические проблемы. Лишь бы хирургу не взгрустнулось внезапно в процессе сложной операции и он не отложил бы в сторону скальп, сославшись на ментальное самочувствие.

Те же подписчики вспоминают, как три года назад чемпионка упоминала эпизод домогательства со стороны своего врача и приступ ее ментальной тоски связывают именно с этим. Сама чемпионка делает ретвиты с таких рассуждений, словно кивая в эту сторону.

Я уже упоминала прекрасную книгу Адама Смита "Теория нравственных чувств".

Адам Смит - великий экономист и философ 18-го века, основатель политэкономии, один из основоположников экономической науки.

Его произведения по психологии и социологии менее известны, но не менее интересны.

Очень интересно, например, как Адам Смит описывает сущность человеческого сострадания и сочувствия.



Многие современные люди уверены, что сочувствие и сострадание должны вызывать слова других людей о боли и о мучениях. Совсем не важна причина, думают такие люди, главное, что человек выражает страдания и по этому причине достоин сострадания окружающих.

На самом деле все совсем не так и даже наоборот.

И Адам Смит подробно это описывает.

Сам механизм эмпатии построен на том, что человек ставит себя на место другого.

Имеет значение сама ситуация, в которую попал другой человек, насколько наблюдатель может понять эту ситуацию.

Люди сочувствуют тяжелобольным и умирающим, поскольку могут представить, насколько страшно и тяжело в такой ситуации.

Люди сочувствуют потерям близких, особенно когда родители теряют ребенка, большинству людей страшно представить такое горе.

Люди сочувствуют несправедливо осужденным и напрасно оскорбленным, потому что представляют, насколько горько оказаться в такой ситуации.

Переживания жертвы при этом не имеют значения, пишет Адам Смит. И даже наоборот.

Если находясь в тяжелой и объективно сложной ситуации человек ведет себя сдержанно и спокойно, люди проникаются к нему еще большим сочувствием. К сочувствию добавляется симпатия и даже восхищение героической личностью.

Если же человек, даже находясь в объективно тяжелой ситуации, выражает свою боль очень эмоционально и пронзительно, сочувствия окружающих становится меньше, иногда меньше в разы.

Смит объясняет это тем, что чужое горе люди не могут почувствовать как свое, и когда выражение горя другим во много раз превышает их собственные эмоции от примерки подобного несчастья на себя, возникает эмоциональное отторжение.

С точки зрения современной психофизиологии это именно так. Если реакция кажется намного сильней стимула, нервная система наблюдателя реагирует психологическим заслоном. Но если реакция выглядит намного слабей стимула, наблюдатели автоматически делают вывод о силе человека, который мужественно переживает боль. Сильному страдающему человеку сочувствуют во много раз больше, поскольку испытывают к нему больше симпатии, хотят быть к нему причастны.

Надо хорошо понимать, что такое сострадание.

Когда вы сочувствуете человеку, вы отдаете ему энергию. Это выражается физически: вы посвящаете ему свое внимание, время, оказываете ему посильную помощь, готовы поделиться с ним своими ресурсами. Его фигура в вашем поле выходит на первый план, как если бы страдал ваш близкий или даже вы сами. Настоящее сострадание именно в этом - в готовности присоединиться к человеку и оказать ему поддержку.

Невозможно представить, чтобы энергия в физическом и материальном эквиваленте расходовалась видом просто так.

Великий экономист уж конечно понимал в вопросе экономии ресурсов.

Настоящее сострадание - вещь необходимая в социуме, но слишком ценная и дорогая, чтобы разбазаривать ее направо и налево, каждому, кто заголосил.

Если человек выражает боль, он таким образом посылает запрос к окружающим на их энергию, их поддержку.


При реальной беде люди должны все отбросить и оказать помощь тому, кто страдает. Именно за это отвечает инстинкт сострадания, имеющий и биологические, и социальные корни. Это базовая, бессознательная установка, и как все базовое она не меняется по капризу пользователя. Сострадание заставляет людей сделать приоритетной проблему другого человека. Это важно, потому что может прийти момент, когда коллективная помощь потребуется им самим. Но по условию этой установки пользовать чужими ресурсами можно лишь в крайнем случае, а не каждый раз, как захотелось халявы.

Именно поэтому происходит то, что подробно описывает Смит. Если люди видят, что причин для страданий нет, а человек выражает мучения, они чувствуют антипатию вместо симпатии, агрессию вместо сострадания. Этот человек подобен вору, который не хочет трудиться, а охотится за чужими ресурсами.

Совсем другое дело тот, кто ведет себя сдержанно, тогда как у него настоящая беда, и когда людям даже представить страшно, что такое произойдет с ними. Вот где симпатия растет и все бросаются на выручку.

Попрошайки считают иначе, не так ли?

Они считают, что сильным никто ничего не подаст, надо быть слабыми и всячески показывать, как они страдают и мучаются.

Чтобы не слушать вой и плач, люди действительно готовы иногда кидать медные пятаки в протянутые руки, но лимит такой "доброты" невелик. Фигура Попрошайки все время уменьшается, и хотя на ее щипцы могут реагировать первое время, в общем от нее дистанцируются и закрываются. Если Попрошайка все время воет, все испытывают одну досаду и никогда не сочувствие.

Нельзя путать реальное сострадание с невротическим чувством вины.

Невротики могут помогать безо всякого сострадания. Они чувствуют отвращение к тому, кто выпрашивает помощи, но следом за этим страх, что они плохие и их накажут. Поэтому невротики стараются давать все, что из них вытряхивают, но отвращение их растет. Поэтому в любой момент невротик может возненавидеть того, кому помогал. Его ненависть накапливалась, поскольку он заставлял себя оказывать помощь.

Настоящее сострадание - это поток чистой энергии. Человеку, которому мы по-настоящему сострадаем, нам не жаль отдать ничего. Сострадание - это симпатия и Адам Смит подчеркивает это родство. Люди любят того, кому сострадают, и сострадают тому, кого любят. Это родственные вещи.

Но для того, чтобы вас любили, нельзя тянуть из других сострадание, нельзя просить халявы.

И вот мода на "ментальные проблемы", о которых принято звонить на каждом углу, - это пример выпрашивания халявы. Ведутся на это только невротики и те, кто радуется легитимности Попрошаек, поскольку и сам Попрошайка. Он не даст ничего, у него точно так же нет симпатии, но он будет поддерживать, агитируя других давать побольше Попрошайкам, в том числе и себе.

Сочувствуют ли люди многократной чемпионке, которая отказалась от выступления, поскольку ей взгрустнулось?

Сочувствуют ли они несчастью в виде приставаний к взрослой спортивной тетке какого-то мужика?

Ни один вменяемый человек не способен испытать сочувствие к такому.

Вот в письме девушка описывает беду, которая вызывает сочувствие сразу.

Страшно читать про "в коридоре каждый день отходы, стоны и черные пакеты".

Не хочется верить, что "отходы" - это про трупы людей, а не про больничный мусор в мусорных пакетах.

Сочувствуешь автору, представляя себя на ее месте, поскольку никто от этого места не застрахован.

Комментаторы заметили, что автор не жалуется, не думает о себе, а все ее мысли - о безопасности родных.

Это вызывает дополнительную симпатию. У большинства читающих возникают импульсы к поддержке, и если бы "лучи добра" были бы не выдумкой Сокровищ и их можно было бы послать, все бы послали лучи добра. Не сделали вид как в случае "несчастий", когда здоровая баба голосит о "травме", а реально послали бы.

Человек, прошедший тяжелые испытания с достоинством, получает репутацию сильного человека или даже героя, его фигура для окружения становится большой.

А человек публично страдающий о беде, которую никто не может понять и не в силах представить, что уж там такого неприятного, наоборот. Фигура его становится маленькой, репутация нытика и тряпки. Даже если до этого его ОЗ была велика, она уменьшится, а если и была мала, станет совсем ничтожной.

Вот почему так вредно ныть о "травмах" из-за конфеты отнятой в детстве.

Даже о серьезных бедах лучше рассказывать сдержанно.

Формула простая. Вы должны рассказывать так, чтобы ваша интерпретация была легче, чем сами факты.

Сами факты, коль скоро люди их представят, должны быть тяжелей, чем ваша интерпретация.

Это и будет - в границах. Все остальное - векторы слива и косяков.

Попробуем в комментариях?

Расскажите о каких-то своих проблемах и бедах.

Или смоделируйте, как другой человек мог бы рассказать о своих проблемах и бедах.

Так, чтобы это было в границах, чтобы это вызывало сочувствие, а не досаду.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх